Художник Ольга Конорова начала работать в жанре портрета именно после поездки в Индию. В своих путешествиях по стране она видела много удивительного, но больше всего ее поразили люди. Выставку в Культурном центре имени Джавахарлала Неру Ольга назвала «Индия. Встречи в пути», и зрители полностью разделили пристрастия художника, влюбленного в экзотическую, непостижимую страну, которая принесла столько вдохновения и творческих успехов. С проектом «Прекрасные лица», в который вошла эта выставка зрители могли познакомиться в Государственном Музее культуры народов Востока, где вскоре вновь состоится экспозиция Ольги, посвященная Индии. А в эти дни живописные работы Ольги Коноровой представляет Культурный центр имени Джавахарлала Неру в Посольстве Республики Индия в Москве.
Художник Ольга Конорова о своем впечатлении об Индии:
«Когда попадаешь в незнакомую страну впервые, всегда чувствуешь себя как будто на краю, ну, скажем, крутого скалистого берега: всё что видишь — очень красиво, ново и необыкновенно, но как подумаешь, что надо вниз карабкаться – дух захватывает. Всё впечатляет и притягивает, непонятно лишь, как к этому подступиться.
Вот так же Индия притягивает и поражает воображение путешественников уже не одно столетие. Тропическая природа и причудливые ландшафты, невиданные звери и птицы, традиционная, щедро приправленная специями еда, архаические базары, повсюду броские и яркие сочетания красок, от одежды до росписи всех видов транспорта, зданий и даже слонов – сначала всё это воспринимается как аттракцион под громкую самобытную музыку, способный повергнуть в шок. Настолько велик контраст между размеренной прохладой средней полосы и шумного, разноцветного зноя Индии. Прожив в «новом мире» несколько дней, начинаешь понимать: впечатление яркой декорации обманчиво, это сама реальность и надо найти способ стать её частью. Уникальной возможностью принять мир этой земли, осознать, чем живут на ней люди, оказались встреча и дружба с теми, кто радушно принял меня. Добрые и немного наивные, очень открытые, совершенно разные, но всегда искренние, абсолютно единые в своей стихийной любви к жизни, новые друзья стали моими проводниками по этой яркой стране, открыли мне суть её обычаев и поверий, сделали понятным и естественным ход своей повседневной жизни. Узнав этих людей поближе, я смогла понять, из чего складывается и как наполняется их жизнь. Теперь всё, что я наблюдала вокруг — красота природы и архитектуры, шумных праздников и древних монастырей — обрело новые смыслы, стало ясным и органичным.
О людях часто судят по лицу. О лице и, особенно, о глазах, часто говорят как о зеркале души. Лицо может быть отображением внутреннего, иногда непостижимого, но всегда очевидного и многообразного мира-вселенной. Говоря о богатейшей культуре Индии, можно сказать, что встречи и общение с людьми — это как бы любование её лицом, радость от возможности почувствовать её живой органичный ритм каждой минуты своего путешествия по индийской земле.
Люди представляются мне и объектом, и субъектом культуры любой страны. Человек творит для человека, создавая памятники искусства и архитектуры, литературы и философии, которыми потом вдохновляется, очищается и совершенствуется мир. Культура Индии – результат деятельности Человека, переживающий своего созидателя на сотни, а то и на тысячи лет. Имя автора часто теряется в веках, но его произведение становится квинтэссенцией мудрости и опыта многих поколений.
Во время моих путешествий люди подходили ко мне, чтобы поболтать, узнать кто я, чем занимаюсь, как мне здесь живётся, расспросить о моих впечатлениях и обязательно о стране, из которой я прибыла. В горах Кашмира и Ладакха оказалось, что общение возможно даже без знания языка. Кочевники гурджи зазывали меня к себе в палатки обогреться и посмотреть нехитрую походную утварь, поили солёным чаем и кормили чапати — традиционными лепёшками, которые пекли здесь же, на огне. В красивых белых домах Ладакха с разноцветными флажками над входом угощали традиционным тибетским хлебом, старались подарить что-нибудь мне на радость.
Лица этих людей меня впечатлили своей простой и в то же время изысканной выразительностью. В них читалась спокойная и незыблемая вера в естественность потока жизни, преемственность её традиций, обычаев и законов от первых, божественных обитателей Вселенной. Такие люди — создатели и хранители своей культуры — явились объектом моего живописного исследования».
Ольга Конорова
художник, автор выставки «Индия. Встречи в пути»